Где живут самые грамотные в мире школьники? Оказывается, в
Финляндии. Таковы результаты очередного исследования Международной программы
по оценке образовательных достижений учащихся. В Европе эта программа
известна как (уж извините за аббревиатуру) PISA – Programme for International
Student Assessment. Так вот, эта самая PISA каждые три года проводит
соответствующие исследования среди школьников 15–16 лет. И, согласно
последним результатам, именно ученики из страны Суоми – рекордсмены по
грамотности, а также в области естественных наук, математики, чтения и
компетентности в решении проблем. Как же финнам удалось достичь столь высоких
результатов?
Равные возможности
Реформирование финской системы
образования стартовало в начале 70-х годов прошлого века. И не прекращается
до сих пор.
Одно из достижений – финские родители не ищут для своих детей школу получше и
попрестижнее, а отправляют в ту, что ближе к дому. Дело в том, что, согласно
той же PISA, разница в результатах между школами Финляндии – одна из самых
маленьких в мире. То есть в Суоми градации на «элитные»
и «обычные массовые» учебные заведения не существует в принципе. Школа она и
есть школа. Бесплатная для всех (обучение в немногочисленных частных также
является бесплатным).
Раз ступенька, два ступенька…
В финской школе две ступени:
обязательное образование (9 лет) и потом 3 года учебы – либо в гимназии, либо
в профессиональном учебном заведении. Можно, конечно, и сразу пойти работать.
Но 96 % финских юношей и девушек учебу продолжают. В гимназии и профучилища
подростки поступают на основе аттестата за 9 лет учебы.
Причем на выбор учебного заведения влияют не только оценки в аттестате, но и
финансовое положение в семье. Дело в том, что если в основной школе учебники
бесплатные, то в гимназии стоимость обязательного комплекта учебных пособий –
примерно 500 евро в год. И заплатить всю сумму необходимо сразу, что просто
отсекает часть выпускников. Отчасти выходом из положения являются б/у комплекты
– они дешевле вполовину.
После окончания учебы выпускники гимназий сдают ЕГЭ, а те, кто закончил
училище, – экзамен на профессиональную квалификацию. И потом возможности у
выпускников гимназий шире – они могут или поступить в один из 20 финских
университетов, или в политехнические институты. Последние также готовы
принять и выпускников профучилищ. В университете, чтобы получить степень
магистра, учатся в среднем 6 лет. В политехнических вузах (на выходе –
степень бакалавра) – 4 года.
Условия обучения
Но вернемся в основную школу Финляндии. В 1-й класс здесь
дети идут с 7 лет. У них 4–7 уроков в день. Кроме учителя, за каждым классом
закреплен воспитатель. Каждому ученику в Финляндии гарантируется горячее
питание (на 2 евро в день). Единой обязательной формы не существует, но в
частных школах она может встречаться (клубные пиджаки, например).
Учителя и ученики в финских школах традиционно обращаются друг к другу по
именам.
Процент внешкольных занятий – кружков, секций и т.п. – очень невелик. И не
слишком развита система поддержки одаренных детей. Зато ребята с
ограниченными возможностями (если им позволяет здоровье) учатся в обычных
школах. Государство стремится интегрировать в общую систему образования даже
школы для умственно отсталых детей. А еще в финских школах есть такое
понятие, как «школьный помощник». Как правило, в его роли выступают
отличники, которые подтягивают отстающих. А вот платные уроки и репетиторство
запрещены.
С 3-го класса здесь в обязательном порядке начинают изучать иностранный язык.
Примерно с 7-го – второй язык. В гимназии – третий. В результате хотя бы на
английском легко общаются все молодые жители страны. А многие – и еще на
одном-двух.
Интересный нюанс. В отличие от России, например, где максимальное количество
средств вкладывается в развитие высшего образования, в Финляндии больше всего
тратят на образование подростков – учеников 12–15 лет.
Отдельная тема – дети иммигрантов. В каком бы возрасте они ни приехали в
Финляндию, первый год пребывания в стране им придется изучать только один
предмет – финский язык.
Учителя
В Финляндии очень ценят работу
педагога. По-этому зарплата молодого учителя – около трех тысяч евро. Вне
зависимости от количества учеников.
И это при средней по стране зарплате около 2500 евро. Но не спешите
восклицать: «Да мы бы!.. Да за эти деньги бы!..»
Стать учителем в Финляндии не так-то просто. Во-первых, нужно получить высшее
образование. Причем иметь степень бакалавра недостаточно – только магистр! И
это для работы на любой ступени обучения. Во-вторых, педагогические
факультеты университетов могут принять лишь 12 % от желающих там учиться. То
есть отбирают самых-самых.
И примерно треть из них (в начальной школе меньше, в старшей – больше) –
мужчины. Потом эти педагоги имеют возможность самостоятельно разрабатывать
свои собственные учебные планы – система образования основана на доверии, а
не на контроле.
Шкала оценок
Кстати, о контроле. Оценок в
цифрах финским ученикам не ставят до 5-го (а в некоторых школах – и до 8-го!)
класса. Все, что допустимо раньше – это устные похвалы и замечания.
Считается, что данный факт способствует развитию в ребенке способности к
самооценке. Что, в свою очередь, поможет в дальнейшем развиваться и строить
карьеру. Шкала оценок – от 4 до 10. Причем к цифре дают обязательную устную
оценку. А раз в году каждый ученик приводит маму или папу на приватную беседу
к учителю. Втроем они обсуждают успехи и недостатки ребенка.
Самая читающая страна
Что касается грамотности, тут нет никаких неожиданностей:
просто современная Финляндия – одна из самых читающих стран! Здесь развита
широчайшая сеть библиотек. Правда, финская молодежь читает, в основном,
комиксы (они вообще очень популярны, и Финляндия даже одной из первых в
Европе стала публиковать комиксы на страницах газет).
А вот у посла Финляндии в РФ Матти Анттонена насчет причин финской
грамотности свое частное мнение. Он уверен: ей, кроме прочего, способствует
то, что иностранные фильмы на финском ТV идут с субтитрами: «Дети, которые
еще плохо знают чужие языки, но силятся понять, что происходит на экране,
просто вынуждены быстро и много читать!»
«Здоровье
школьника», 2009 - №8
|