Экзамены – особая пора для школьников, студентов и их
родителей. Все ученики, независимо от их успеваемости, в это время
испытывают большое физическое и психологическое напряжение.
В помощь родителям.
Необходимо оставить на этот период любые назидательные и
нравоучительные беседы и сосредоточиться на поддержке и помощи детям.
Забудьте фразы: «Мы же тебе говорили раньше», «Чем ты думал?», «Ты вот
нас не слушал». Не впадайте в крайности в оценках происходящего и
ожидаемых результатов. Дайте ребенку возможность выговориться о своих
тревогах и волнении. Он нуждается в вашей дружеской поддержке и
сопереживании: «Мы в тебя верим», «В нужный момент ты вспомнишь».
Не машите обреченно руками, не
вешайте ярлыки на ребенка, если он плохо сдал экзамен, такая реакция
может только привести к следующим неудачам. Обсудите случившееся и
учтите этот опыт в дальнейшем. Дети не просто сдают экзамены, они учатся
преодолевать трудности, испытывают свой характер, силу воли, умение в
нужное время проявить себя, показать достижения, не растеряться,
справиться с волнением. Помогайте ребенку преодолевать трудности, но не
делайте все за него.
В помощь экзаменуемым.
Не меняйте свой режим в период подготовки. Кто-то лучше запоминает и
усваивает утром, а кто-то привык сидеть за учебниками вечером – пусть
время подготовки будет традиционным. Обязательно чередуйте периоды труда
и отдыха, полезными будут прогулки на свежем воздухе. Нужно учитывать
специфику предметов, по которым предстоит сдавать экзамены.
Чередуйте подготовку к устным и письменным экзаменам. Существуют
разные виды памяти. Читайте тексты и учебники не только «про себя», но и
вслух. Можно записаться на диск, а затем прослушивать. Используйте
зрительную память – пытайтесь «сфотографировать», запомнить разные
схемы, формулы, иллюстрации глазами. Некоторые пишут шпаргалки – и
правильно: запоминается материал. К тому же переписывается не весь
текст, а какие-то тезисы, а это значит, что материал прочитан и
проанализирован. А еще шпаргалка дает психологическое спокойствие, и
необязательно ею пользоваться.
Чередуйте все виды памяти, это
самый эффективный способ. Качество запоминания улучшится, если
пользоваться словами-образами. Иногда стоит вспомнить заголовок или
первое предложение – и текст восстановится. Условие хорошего запоминания
– план. Причем помнить нужно не просто план сам по себе, а что за чем
идет. Если материал неравномерный, разделите его на блоки, каждый из
которых должен быть законченным по смыслу.
Каждое повторение должно нести в себе что-то новое. Можно не просто
пересказывать текст, а делать это в форме диалога с самим собой (что
было дальше, когда, где, по какой причине, при каких условиях…) Не стоит
повторять материал у дверей класса. Перед тем как войти и взять билет,
нужно успокоиться и сосредоточиться.
Упражнения, которые помогут расслабиться
Для ног: упереться пятками в пол, максимально
поднять носки, напрячься, сбросить напряжение. Упереться пальцами ног в
пол, максимально поднять пятки, напрячься, сбросить напряжение.
Для рук: сжать кисти рук в кулак, разжать. Максимально растопырить пальцы рук, расслабиться.
Для спины и шеи: поднять плечи максимально вверх, подержать, опустить. Свободное вращение головой в одну и другую сторону. «Потягушки».
Для лица: максимально широко улыбнуться, задержать
улыбку, расслабиться. Собрать губы в одну точку, задержать,
расслабиться. Крепко зажмуриться, подержать, расслабиться.
Ни пуха ни пера!
Александра Шигарова, психолог
|