Представлен проект «Профессионального кодекса учителя"
23.01.2010.
Представлен
проект «Профессионального кодекса учителя»
На
проходящей в Санкт-Петербурге в РГПУ им. А. И. Герцена «Педагогической
ассамблее» накануне, 21 января, был представлен проект «Профессионального
кодекса учителя». В проекте кодекса объемом 4 страницы рассматриваются
источники и принципы этики учителя, дана развернутая характеристика личности
учителя. В частности, учитель не должен «заниматься противокультурной,
аморальной, неправомерной деятельностью», «терять чувства меры и
самообладания». Также педагог «соблюдает правила русского языка, культуру своей
речи, не допускает использования ругательств, грубых и оскорбительных фраз».
Кроме того, учитель не должен брать и давать взятки и заниматься аморальной
деятельностью. Недопустимыми признаются не только взятки, но и использование
имущества школы или другого воспитательного учреждения (помещений, мебели,
телефонов, копировальной техники, почтовых услуг, инструментов и материалов), а
также своего рабочего времени для личных нужд. Нельзя злоупотреблять своим
служебным положением, используя учеников для каких-либо одолжений или услуг
вличныхцелях.
Работники образования «не должны унижать честь и достоинство учеников ни по
каким основаниям», обязаны «справедливо и объективно оценивать работу» и
требовать знаний «позитивно и обоснованно». Учителю также предписывается
«хранить в тайне информацию, полученную от учеников, за исключением предусмотренных
законодательством случаев, не разглашать высказанное детьми мнение о своих
родителях или мнение родителей о детях». Особо подчеркивается, что «отношения
учителей с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и
достижений детей».
Помимо этого «учитель имеет право открыто выражать свое мнение по поводу работы
своих коллег, не распространяя сплетни». Администрация школы, в свою очередь,
«не может требовать или собирать информацию о личной жизни учителя, не
связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей». По словам
разработчиков, основная цель кодекса – добиться того, чтобы некомпетентные
педагоги не смогли работать в системе образования. Для нарушителей кодексом
предусматриваются санкции: вопрос «рассматривается педагогическим коллективом и
администрацией образовательного учреждения, а при необходимости – более высокой
профессиональной организацией».
Подобные документы есть и в других странах, в том числе, в Великобритании, где
кодекс постоянно обновляется, сообщает ИА Regnum. Последние нововведения, в частности, запрет на
распитие алкоголя в выходные, минувшей осенью вызвали бурные протесты со
стороны британских учителей. Под обращением, требующим пересмотреть жесткие
нормы поведения, поставили свои подписи около 10 тысяч учителей. По их мнению,
положения, указанные в проекте, «являются грубым вторжением в их частную жизнь
и содержат пункты, которые можно интерпретировать максимально широко».
Британский кодекс был подготовлен Генеральным учительским советом
Великобритании. Согласно документу, учителя должны стать для детей образцом для
подражания как в стенах школы, так и за их пределами, представляя новому
поколению «высокие стандарты общественного поведения».