Ни кнут, ни пряник
Ушел. Не попрощался. Хлопнул дверью. И так два года: то хамит, то «сю-сю-сю,
почеши за ушком», то засядет в комнате с телефоном — на двери объявление
«Занято!».
Единственное, что постоянно и неизменно, — отрок категорически, абсолютно не
учится.
Стас не трудный подросток. У нас хорошая семья. До 14 лет он прекрасно
учился, играл на пяти различных флейтах и занимался футболом. Все поломалось
вдруг, за одну четверть. Да так, что спасу нет. На словах ему вроде все
понятно, на деле — «не хочу, не буду». А вскоре и слова пришли в соответствие с
поступками.
— Стас, зачем меня физик вызывает?
— Не знаю. Соскучился, наверное.
— А может, там двоек немерено?
— Может, — буркает мой Митрофанушка, уходя в себя и к себе.
Дневник теряется. Из наших карманов убывает мелочь (в Стаськиных — прибывают
сигареты). В комнате бардак: носки, диски, незастеленная кровать. Переговоры
проходят с переменным успехом: то поссоримся, то нет. На учебу это не влияет,
учебы как с начала года не было, так и нет. Кнут и пряник тоже действуют
практически одинаково — никак.
Штормит
Мальчик растет, как сорная трава. Мы же — розы-гладиолусы — оказались по
другую сторону баррикад. И не достучаться! Что дальше?
— Дальше подростковая перестройка неизбежно закончится, — обнадежила меня
психолог-консультант Наталья Панфилова. — Чем закончится — во многом зависит от
семьи. Постарайтесь понять сына. Гормональные всплески раскачивают его не
только в физическом, но и в психоэмоциональном отношении. Его штормит, кидает
из стороны в сторону. Только что он был, как в детстве, ласковый, мягкий,
пушистый. И вдруг — все «не»! Неуравновешен, неуправляем, неконтактен. Вам
кажется это отклонением, а это норма. В 13 — 15 лет у ребят формируются
взрослые ценности, но всегда с издержками. Именно с этой позиции нужно рассматривать
и нежелание учиться.
Молчание ягнят
Не ждите, что ваше подросшее чадо само сформулирует свои проблемы. Он, если
что в себе и угадает, будет нем как рыба. Это не значит, что родители должны
вести с ним с утра до вечера воспитательные беседы. Лучше прислушайтесь, о чем
в действительности ваша детка молчит, вопит и даже хамит.
Замкнулся и ничего не рассказывает. Малоперспективно требовать у подростка в
таком состоянии отчета по учебе. Разговорить его легче косвенно: начните
советоваться по взрослым проблемам — от покупки шкафа до взятия кредита.
Доверие всегда сближает.
Несет чушь о своем будущем: «Я буду великим, вы еще увидите…» Только не
говорите: «Лучше хоть тройку по русскому получи», не обрубайте крылья!
Попробуйте постепенно привязывать эту мечту к действительности. Задавайте
вопросы типа: «Как, по-твоему, в какой области тебе будет интереснее?»
Грубит, заводится с пол-оборота, провоцирует конфликты. Подросток очень
раним. И защищается иногда неумело, нелепо — например, хамством. Вы, возможно,
думаете, будто он вас обижает, а на самом деле это его кто-то или что-то
уязвило. Будьте великодушны.
Подозрительно часто болеет. Конечно, это может быть связано с желанием
прогулять контрольные, к которым он, как всегда, не готов, но может быть и нет.
В пубертатный период нервная система требует от организма столько сил, что
ослабляет иммунную. Возможно, нужны витамины, иммуномодулирующие и даже
успокаивающие средства — посоветуйтесь с врачом.
Его бросает в крайности: то чрезмерно активен и весел, то скисает из-за
пустяков. Сильные перепады настроения могут быть вызваны гормональными сбоями —
запишитесь к детскому эндокринологу. Но главное — постарайтесь понять: сегодня
и для взрослых характерны страхи, панические атаки, депрессия. Умножьте все это
на 10 — и вы получите уровень тревожности подростка. Поддержите его. Иногда
достаточно просто прикоснуться — например, взъерошить волосы.
Невероятно ленив, «тормозит». Надел одну штанину и замер? «Тупит», стоя у
окна? Полчаса собирает рюкзак? Все нормально. Он думает. Только темпоритм его
сейчас переменчив, как и все остальное. Если ваш подросший ребенок никуда не
опаздывает, не дергайте его.
Не желает учиться. Это не причина, а следствие. Главное сейчас — не отметки.
И тем более не диагнозы иных педагогов. Намного важнее ценности, которые
обретает подросток, его попытки понять, что есть деньги и что есть счастье.
Учеба когда-то была обязанностью, а теперь может быть только средством для
достижения цели. Какой — вот что важно!
Познакомьте его с разными людьми и разными историями. Только вполне
конкретными, не выдуманными. Отведите сына к психологу, он поможет ему выяснить
мотивацию и разработать стратегию. А оценки в дневнике — дело тактики.
|