«Переходный», «трудный», «критический»
– так зачастую называют подростковый возраст. Подростковый возраст - это тот
период в жизни вашего ребенка, когда детство уже почти закончилось, а взрослая
жизнь еще не началась. И именно этот момент перехода по шаткому мосту от
детства к взрослости является чуть ли не самым важным временем на пути
развития. Для того чтобы лучше понимать своего
взрослеющего ребенка, каждому pодителю необходимо знать о взаимодействии
психологических и физиологических причин и проявлений подросткового кризиса.
Физиологические основы кризиса подросткового
возраста:
Подростковый возраст – это тот момент в жизни вашего ребенка, когда две «фабрики
по производству гормонов» - гипофиз и щитовидная железа - начинают гонку по
выполнению «пятилетки за 3 года». Они поставляют свою «продукцию» в кровь с
такой активностью и скоростью, что заставляют большинство других эндокринных
желез не отставать и тоже вступить в борьбу за звание «передовика
производства».
В подростковом возрасте в кровь начинает поступать огромное количество гормонов
роста и половых гормонов. Благодаря их сложным и запутанным взаимоотношениям»,
возникает:
Резкое
увеличение роста и веса. В среднем, «скачок роста» происходит у мальчиков с 13
до 15 лет, иногда продолжаясь до 17, а у девочек - на два года раньше. Так же
изменяются пропорции тела. Сначала до "взрослых” размеров дорастают голова,
кисти рук и ступни подростка, затем конечности - удлиняются руки и ноги - и в
последнюю очередь туловище. Все это приводит к некоторой непропорциональности
тела, подростковой угловатости.
Начало полового созревания. Появляются волосы на лице и теле, у мальчиков
ломается голос и возникает эрекция, у девочек начинается менструация и
формируется грудь, все это сопровождается появлением полового влечения.
Бурное протекание и смена эмоций. Смех подростка легко переходит в слезы,
состояние абсолютного счастья, резко обрываясь по незначительной причине,
сменяется унынием и грустью. Даже незначительное раздражение способно перерасти
в гнев и вызвать приступ агрессии.
Психологические основы кризиса подросткового
возраста:
Существует
два возможных пути протекания кризиса подросткового возраста:
1.
«Кризис независимости». Основные проявления.
·Негативизм
·Упрямство
·Грубость
·Бунтарство
·Стремление
во всем поступать по-своему
·Противостояние
авторитетам и иконоборчество
·Ревностное
отношение к личному пространству
2.
«Кризис зависимости». Основные проявления:
·Чрезмерное
послушание
·Возврат к
детским интересам и формам поведения
·Зависимость
от взрослых
·Несамостоятельность
·Инфантильность
в суждениях и поступках
·Подчинение
мнению большинства
·Стремление
быть «как все»
«Кризис зависимости», как проявление кризиса подросткового возраста , куда
больше устраивает большинство родителей, так как им кажется, что им удалось
сохранить «правильные» и «гармоничные» отношения с подростком, то есть
отношения по типу «взрослый – ребенок». Однако так ли это хорошо, как кажется
на первый взгляд?
Одной из первостепенных психологических задач кризиса подросткового возраста
является обретение самостоятельности в принятии решений, суждениях, поступках,
т.е. формирование более зрелой, взрослой позиции по отношению к себе и своей
жизни. Поэтому, как бы нам, взрослым, ни хотелось обратного, путь «кризиса
независимости» является наиболее продуктивным, т.к. дает возможность
развивающейся личности подростка принимать и адаптироваться к новообразованиям,
которые несет в себе подростковый возраст. Такими новообразованиями,
помимо обретения самостоятельности, являются:
Появление
интереса к своему внутреннему миру. До 11-13 лет для
ребенка первостепенную роль играет внешний мир, который он познает и с огромным
интересом изучает, на который он проецирует свою фантазию, переживания и
эмоции. А в процессе подросткового кризиса ребенок начинает заглядывать внутрь
себя, обретая интерес к собственным переживаниям, своему положению в окружающем
его мире людей и явлений, осознавать свою уникальность.
Бурное
развитие критического мышления. Рассудочная, т.е. формальная,
жесткая логика владеет умом подростка. Она требует на любой вопрос однозначного
ответа и оценки: истина или ложь, да или нет. Отсюда берется не особенно
жалуемая взрослыми особенность подросткового сознания - максимализм, который в
сочетании с бушующими эмоциями порой заставляет подростка «навсегда» ссориться
с друзьями и родителями, впадать в глубочайшее уныние в связи с «отсутствием
смысла жизни», поскольку человеческие отношения и жизнь вообще настолько
противоречивы и многообразны, что не укладываются в рамки формальной логики.
Потребность
в близких отношениях и признании окружающих. Друзья для
подростка зачастую становятся важнее и роднее членов семьи. Вспыхивают искры
первой романтической влюбленности, порой разгорающиеся до настоящего пожара
личной драмы. Именно в человек начинает учиться любить и строить близкие
отношения. И именно в этот период мнение окружающих о нем приобретает
колоссальное значение.
A
теперь давайте обрисуем наиболее распространенные результаты взаимодействия
физиологических и психологических изменений, происходящих в процессе кризиса
подросткового возраста:
·Повышенный
интерес к собственной внешности.
·Стремление
к независимости и свободе.
·Группирование
со сверстниками.
·Повышенный
интерес к сексу и взаимоотношениям полов.
·Потребность
в уединении.
·Потребность
в личном пространстве и ревностное к нему отношение.
·Резкость и
безапелляционность суждений.
·Ранимость в
сочетании с показной холодностью.
Кризис подросткового возраста – самый сложный из всех возрастных кризисов для
ребенка, т.к. именно в этот период он впервые по-настоящему глубоко заглядывает
внутрь себя и оказывается способным осознавать многое из того, что с ним
происходит, но далеко не всегда может понять причины происходящего. Поэтому
перед вами встает непростая задача – осознавая физиологическую и
психологическую суть кризиса подросткового возраста стараться поддерживать и
помогать вашему ребенку на пути взросления.