Людмила Путина: «Давайте позволим детям жить своей собственной жизнью»
—
Людмила Александровна, мы благодарны Вам за согласие ответить на
вопросы нашего журнала. Для нас это большая честь и очень важное событие
для читателей и для редакции. Мы знаем, как много внимания Вы уделяете
проблемам образования, духовного и нравственного воспитания
подрастающего поколения. Большинство читателей нашего журнала – родители
школьников. Особое беспокойство вызывает у них перегруженность
учащихся, которая губительно сказывается на здоровье детей. Как снизить
чрезмерные перегрузки?
— На сегодняшний день с трудом себе представляю,
чтобы возможно было снизить нагрузку в масштабах всей страны, причем по
очень разным причинам. В этом смысле повезет лишь детям, родители
которых умеют проявить свою любовь к ним, то есть внимательно относятся к
их физическому самочувствию, живо интересуются настроением своих детей,
их заветными желаниями, радостями и огорчениями. А главное – слышат
своих детей и принимают их ответы всерьез.
Все это позволяет любящим и заботливым мамам и папам, во-первых, выбрать
школу, где уже снижена учебная нагрузка; во-вторых, позволить школьнику
отдохнуть какой-то день в течение рабочей недели, то есть попросту
оставить его дома, если он слишком измотан, переутомлен, дать ему
выспаться. И только потом подготовить пропущенные уроки к следующему дню
в спокойной домашней обстановке; в-третьих, не сажать за уроки в
выходные дни; в-четвертых, научить уважать и любить процесс познания, а
не двойки с пятерками…
Знаете, мне подарили замечательную книгу Анатоля Алекса «Истина Дао». В
одной из глав этой книги, которая посвящена заблуждениям ума, речь идет о
необходимости знания предела своих возможностей. Так вот, зная реальные
возможности своего ребенка, мы, родители, можем помочь ему двигаться по
пути развития и достижений без срывов и разочарований. Ведь если
человек действует постоянно на грани своих пределов или, тем более, за
этой гранью, он рискует быть сломленным, и у него может не остаться сил
на то, чтобы быть счастливым.
И как итог вышесказанного, позволю себе обратиться к читателям вашего
журнала: дорогие мамы и папы, давайте позволим нашим детям жить своей
собственной жизнью, комфортной для них в духовном, психологическом и
физическом плане. Давайте позволим им ежедневно делать собственный выбор
и окажем свою поддержку на этом нелегком пути взросления.
— С перегрузками непосредственно связана и другая
проблема: множество школьных программ и большое количество учебников.
Только по истории или литературе их можно насчитать десятки. На детей
обрушивается огромный поток информации. Как в этом разобраться и сделать
правильный выбор? И должно ли государство влиять на эти процессы?
— Да, есть такая проблема. К сожалению, в рыночных
условиях вряд ли можно как-то регулировать поток учебников. Они, скорее
всего, будут плодиться,
и не всегда их качество будет хорошим. Что можно сделать в сложившейся
обстановке? Опять же, растить в детях уважение к процессу познания,
помогать им осваивать системный подход к обучению.
Иными словами, мы можем научить ребенка «добывать» более или менее
объективную информацию по различным темам из разных источников (это
могут быть любые учебники, Интернет, словари, энциклопедии и так далее),
сравнивать ее, делать собственные выводы на основе полученных знаний.
Умение ориентироваться в огромном информационном потоке – вот, пожалуй,
один из основных навыков, которым должен владеть современный ребенок,
подросток, взрослый. Спрос рождает предложение!
— Вы воспитали двух дочерей. Когда были в их возрасте,
отношения с родителями складывались так же, как у Вас с дочерьми? Видите
ли Вы различие между поколениями?
— Мои отношения с родителями во многом складывались
иначе, чем с моими дочерьми. Общим, к сожалению, был авторитарный подход
к воспитанию. Сейчас, с позиции знания некоторых вопросов психологии, в
том числе и семейной, и детской, я сожалею о том периоде, о совершенных
ошибках по отношению к детям. Много сделала бы по-другому.
Однако было и много позитивного, в том числе и некоторые принципы,
которых я придерживалась в отношениях со своими девочками. Самое главное
– я старалась сделать их жизнь лучше, легче и интереснее, чем была моя в
детстве.
Различия между поколениями, конечно же, есть. И они должны быть, на мой
взгляд, ведь это часть процесса развития, эволюции. Различия эти
позитивны, естественны и закономерны.
— Много вопросов мы получаем от родителей подростков. Их
беспокоят стрессы, связанные с «психологическим взрослением». Ребята
нуждаются в поддержке не только дома, но и в школе. Что Вы могли бы
посоветовать родителям, какую роль здесь может и должна играть школа?
— Здесь, как мне кажется, очень помогает общение с
детскими психологами, чтение литературы о психологии детского и
подросткового возраста. Ведь если мы хотим чему-то научиться в жизни –
например, плавать, играть на музыкальном инструменте, говорить на
иностранном языке, рисовать и так далее, – мы обращаемся за помощью к
специалистам.
А ведь воспитание и поддержка детей – это такое же, а может, еще и более
сложное знание. И это знание нам, родителям, можно и нужно получать у
специалистов. Такими являются практикующие психологи, особенно
работающие в области семейной психотерапии.
Школа же, в свою очередь, может предложить ребенку щадящую нагрузку,
различные развивающие факультативы, помощь школьного психолога, заботу
об атмосфере общения и многое другое. Была бы добрая воля, как говорят.
— Проводится большая работа по линии государства,
общественных организаций для приобщения детей к родному языку, к
сокровищам русской литературы, национальной культуры. Этим высоким целям
служат и фестивали «БиблиОбраз», которые проводятся уже несколько лет
при Вашем непосредственном участии. Судя по нашей редакционной почте,
самый большой пробел в чтении приходится на школьников-подростков. Не
хватает хорошей литературы для учащихся 10–15 лет. Не нужны ли
государственные меры для решения этой проблемы?
— Много думала над этим вопросом, но ответа пока не
нашла. Мне кажется, время и социум либо рождают великих и талантливых,
либо нет. Возможно, это какие-то объективные процессы мироздания. Мы, со
своей стороны, делаем то малое, что можем: проводим конкурсы, круглые
столы, фестивали, выставки, семинары.
Хочется опять сказать: спрос рождает предложение. Сегодняшние дети – это
будущие потребители, и они будут создавать и спрос, и предложение. А
вывод напрашивается: просвещение, начиная буквально с детского сада, –
великая вещь. Роль же государства в этом вопросе, то есть в вопросе
просвещения, огромна. Но и каждый из нас может внести свой вклад в
духовное развитие общества.
— Родители часто жалуются, что дети проводят многие часы за
компьютером. Очевидно, это крайне вредно для физического и психического
здоровья школьников. Как бороться с компьютерной зависимостью?
— Ответ на вопрос достаточно понятен, как мне
кажется, всем. Это зависит только от родителей, как говорится, целиком и
полностью. Если мы уделяем много внимания детям, окружаем их любовью и
заботой в том виде, в котором им этого хочется, если помогаем им
получать удовольствие от общения с внешним миром, поддерживаем их в
отношениях с друзьями и в их увлечениях разными видами созидательной
деятельности, то вряд они ли предпочтут виртуальный мир реальному.
— Каким образом, по Вашему мнению, в ребенке формируются
такие качества, как доброта, совестливость и критическая оценка себя? И
что, как Вам кажется, фомирует духовные идеалы ребенка – семья, религия,
сверстники?
— Есть книга Марка Хаузера «Мораль и разум», в
которой, среди прочего, говорится и о том, что мораль наследуется нами
генетически. Таким образом, мы добры и справедливы от рождения… Так ли
это?
Как мне кажется, ребенок рождается с определенной закладкой физических и
интеллектуальных возможностей, со своим собственным замечательным «я»,
которое мы часто называем нашей сущностью. Последняя, в свою очередь,
обречена на контакт с социумом.
В результате контакта с семьей, детским садом, школой, друзьями
формируется личность. И то, насколько она, эта личность, позволяет
проявляться нашей сущности, и делает нас такими, какие мы есть:
духовными или меркантильными, совестливыми или циничными, умными или
примитивными, добрыми или злыми, искренними или лживыми – одним словом,
созидателями или разрушителями. Таким образом, какая-то часть нас – это
наши бабушки и дедушки, а часть – влияние социума и плюс много еще
всяких составляющих, ведь человек – это система, сложная и
противоречивая.
— Беда нашего времени – эмоциональная изоляция. Проблемы с
выражением чувств есть и у детей, и у взрослых. Все меньше времени дети
уделяют полноценному общению, и это объективная реальность. Что могли бы
сделать родители и учителя? Каких специалистов и технологий, на Ваш
взгляд, не хватает современной школе для того, чтобы процесс обучения не
вел к эмоциональному истощению?
— Вы правы, очень многие люди часто не знают даже названий
чувств, не говоря уже об умении их проявлять. Думаю, что проблема эта
возникла не сегодня, не в наше время, и лежит она в недрах времен
диктатуры и преследований, времен мировых войн и послевоенного периода.
Запрет на эмоции, зажатые эмоции, неумение распознать собственные
чувства – тяжелое испытание для любого человека, даже если он сам этого
не осознает. Как результат – разрушение себя и окружающих, неумение
гибко реагировать на внешний мир и вовремя обходить препятствия, дабы не
нанести себе любимому ущерб, двигаясь по пути развития и достижений.
Черное или белое, клево или облом, да или нет, перфекционизм,
максимализм стали для многих нормой существования. Очень хочется не
только посочувствовать, но и помочь. Изобрести какие-то технологии,
которые помогут глобально и, как раньше любили говорить, в сжатые сроки
все изменить в сфере восприятия человеком жизни, невозможно. Можно и
надорваться… Лично мне помогает теория малых дел. Я стараюсь делать то,
что мне под силу и, опять же, в рамках моих собственных пределов.
Искренне благодарна вашему; журналу за идею совместного проекта «Азбука чувств»,
в котором ведущие эксперты в области психологии и семейной психотерапии
помогут мамам и папам школьников разобраться в собственных чувствах,
распознать и назвать их, найти новые возможности для разговора о
чувствах со своими детьми. Надеюсь, что «Азбука чувств» откроет для многих людей яркий мир эмоций и позволит владеть и распоряжаться ими произвольно, то есть осознанно и легко.
Спасибо за предоставленную возможность поговорить с вами и читателями на
такую важную тему. Хочу пожелать всем нам быть счастливыми.