Мама и
дочь — две женщины, два самых близких человека. Но даже им бывает
сложно понять друг друга. Ведь отношения — это не только правильный
воспитательный процесс со стороны родителя, но и способность ребенка слышать и
принимать советы от старшего.
Находясь внутри каких-то
отношений, бывает крайне трудно понять свои ошибки, преодолеть конфликты и
найти общий язык. Школьный преподаватель в данной ситуации является сторонним
наблюдателем: регулярно общаясь с детьми, она лучше понимает их внутренний мир,
а будучи взрослым человеком, знает, какие ожидания от дочери есть у матери.
Именно поэтому педагогу под силу гармонизировать отношения между ними. В
преддверии женского праздника «Академия Always» рекомендует затронуть тему
доверительных отношений как с родителями — на родительском собрании,
так и девочками-подростками — на классном часе.
Основа формирования половой принадлежности заключается в нахождении общего
языка между двумя представительницами одного пола, но разных поколений. В своей
статье «Мать и дочь — трудное равновесие» психоаналитик Карин Белл
рассказывает, что при первой менструации девочка осознает себя как женщину и
будущую мать. И в зависимости от того, какие у нее отношения с мамой, она
примет эту роль с радостью или будет отказываться от своей женственности.
С наступлением менархе каждая девочка понимает, что теперь похожа на мать во
всем (фактически первая менструация знаменует достижение физиологической
взрослости и возможности рожать детей). В этот момент должно происходить
повторное сближение с мамой, но уже не как родителя и ребенка, а как двух
женщин, двух подруг, двух равных людей. Принять меняющееся тело и его новые
функции (и тем самым приобщиться к непрерывности женской линии в семье) девушка
может лишь в случае доверительного контакта, а не соперничества.
Несмотря на соответствующее переходному возрасту желание отдалиться, девочка
очень рассчитывает на материнскую поддержку во многих сферах своей жизни.
Однако часто она «замещает» ее какой-нибудь взрослой, чаще всего
идеализированной, тетушкой, учительницей, актрисой или обращается к «лучшей
подруге», которая превращается в советчицу по всем вопросам. В то же время не
все взрослые способны осознать долю своей ответственность за то, что ребенок
начинает искать советы на стороне. В результате обе стороны попадают в ловушку:
мама лишает себя возможности делиться своим жизненным опытом, тем самым
исподволь контролируя свое чадо, а дочь рискует последовать недостоверной
рекомендации.
В таких ситуациях авторитет школьного преподавателя может помочь внушить как
родителю, так и девочкам, что первый шаг делает тот, кто мудрее и смелее, тот,
кто понимает, как важно доверительное общение в семье.
Так, для девочек-подростков важно донести, что с подросткового периода уже
нельзя требовать от мамы одностороннего понимания. Мамы устают на работе,
болеют — надо учиться чувствовать мамино состояние и искать к ней
подход. Помощь по дому, сочувствие, интерес к маминым проблемам, желание
побольше узнать о ней как о личности, вместе вспомнить ее детство и
подростковый период создадут прекрасную базу для взаимопонимания и передачи
уникального женского опыта.
Взрослым же стоит не забывать, что дочь — это отдельная личность, а
не их собственность, а потому вкусы мамы и дочери на одежду или молодых людей
могут отличаться. А чтобы дать совет, к которому дочь впоследствии
прислушается, надо хорошо знать ее интересы и потребности. И здесь нет ничего
лучше, чем как можно больше спрашивать дочь как равную, как взрослую о том, что
хочет именно она.
«Академия Always» уверена, что предстоящий праздник 8 Марта как нельзя кстати
может каждой из них послужить хорошим поводом к тому, чтобы сделать первый шаг
навстречу друг другу.