Автор статьи: Юлия Джумм
С чего начинается жадность?
Ребенок растет жадным, прижимистым, и родителей это очень беспокоит. Им
часто бывает неудобно перед окружающими, которые становятся свидетелями таких
сцен.
— Отломи мне немного шоколадки! Я голодный! – просят мальчугана
одноклассники.
— Нет! – и шоколад мгновенно убирается или отламывается такой маленький
кусочек, что просто стыдно смотреть.
— Можно взять твою игру?
– Нельзя! Испортишь!
— Я примерю твою куртку?
— Ни в коем случае!
Отношения с людьми портятся, знакомые обижаются не только на ребенка, но и
на родителей: они же его таким воспитали!
Жадность как черта характера может развиться у ребенка по нескольким
причинам. Первая из них – недостаток теплых, эмоциональных отношений с
людьми. Это бывает, когда родители воспитывают ребенка в строгости, ведут
себя с ним официально и холодно, никогда его не приласкают.
Ребенку хочется любви, сердечной привязанности, и он находит ее в общении…
с вещами. Он спит с книгой, разговаривает с электронной игрушкой, он влюблен
в свою тетрадку, ласкает свою куртку. Конечно, он их никому не отдаст. Слово
«Мое!» для него священно. Это связано с тем, что ребенок не может с
уверенностью сказать о любимом человеке: «Моя мама, мой папа, мой брат!» И
это сомнение не в родственных узах, а в душевной привязанности этих людей к
нему, в их верности.
Помочь ребенку в этой ситуации могут только родители, если они окружат его
любовью и своим отношением докажут: «Мы всегда с тобой, мы твои!»
Вторая причина жадности – компенсация собственных комплексов. Ребенок в
чем-то отстает от ровесников, он им завидует, однако у него есть вещи,
которых нет у них. Может быть, это компьютерная игра, редкая книга или
тетрадь с отличными оценками, но делиться он этим не будет. Надо же чем-то
уязвить этих красавиц, умников или спортсменов! Он им завидует, пусть и они
ему позавидуют!
В этом случае было бы неплохо выяснить, кому и почему ребенок завидует.
Надо с ним откровенно поговорить и сказать, что белая зависть – это хорошо,
она помогает выявить истинные желания. Только надо не страдать и не обижать
других, а совершенствовать себя, иначе это уже будет черная зависть. Помогите
ребенку наверстать упущенное в той области жизни, где он чувствует себя неудачником.
Третья причина жадности – негативный опыт, когда вещь, отданная кому-то на
время, была испорчена, потеряна, уничтожена или просто присвоена
безвозвратно. Этот опыт порождает страх, что такое опять поввто- рится. И
аккуратный, бережливый ребенок, любящий порядок, отдавая кому-то свою вещь,
чувствует себя неуютно: любимый музыкальный диск потеряют, тетрадку заляпают
и не вернут вовремя, а красивую заколку сломают. Поэтому лучше вообще никому
ничего не давать. Так спокойнее! Да, отношения с товарищами испортятся, но в
делах будет порядок.
Чтобы помочь ребенку, поговорите с ним о его страхах. Спросите, когда он
впервые понял, что давать свои вещи другому человеку опасно? Кто и когда его
подвел в первый раз? Что он тогда почувствовал? Объясните ему, что изредка
встречаются непорядочные люди, но это не значит, что таковы все. Вот,
например, он сам. Если ему кто-то даст в долг тетрадь, как он себя поведет?
Приятно ли ему будет, если друг ему скажет: «Я тебе тетрадь не дам! Ты ее
испортишь или потеряешь!» Что он почувствует? Каково ему, когда его
подозревают в нечестности?
Стоит ли делиться?
Некоторые считают, что делиться своими вещами невыгодно, однако они
ошибаются. Вспомните заключение мультфильма «Бабушка Удава»: «Ты кому-нибудь
что-нибудь предложишь – тебе кто-нибудь что-нибудь предложит». То есть, у
ребенка не только улучшаются отношения с окружающими, но и открывается доступ
к их вещам!
Расскажите ребенку о правилах взаимовыручки.
1. Выручая своего товарища, ты заключаешь с ним негласный договор, что и
он тебя выручит, если понадобится. Здесь важно, чтобы все было справедливо:
если кто-то берет твою тетрадь, но свою тетрадь тебе не дает, то такому
человеку помогать не стоит .
2. Даже если ты очень независимый и тебе не нужны ничьи услуги, вспомни
сказку «Кошкин дом». Кошка отказалась кормить племянников, но когда у нее
сгорел дом, ей пришлось просить у них приюта. Никто не знает, что будет
завтра, поэтому нельзя быть уверенным, что тот или иной человек тебе никогда
в жизни не понадобится.
3. Надо уметь сопереживать другим. Если рядом кто-то голодает, мерзнет,
хочет пить, неужели нельзя с ним поделиться пищей или одеждой?
4. Если уж совсем страшно давать кому-то свою вещь, всегда можно сказать:
«Эта вещь очень дорога для меня. Пожалуйста, обращайся с ней аккуратно!
»Обычно такую просьбу выполняют.
5. И все же, если вещь давать уж совсем не хочется, можно ее не давать и
помочь другу другим способом. Нельзя идти против себя и позволять людям собой
манипулировать.
А если тянет к чужому имуществу?
Есть другой вариант жадности, куда более опасный. Это жадность по
отношению к общему или, хуже того, к чужому имуществу. Например, за общим
столом ребенок берет себе как можно больше вкусного, не считаясь с другими.
Школьник на катке прогоняет детей со «своей » территории. «Это место занято!
» – любимое выражение таких людей.
Если в ребенке начинает проявляться такая жадность, некоторые родители
считают это практичностью. Подружился с отличником, чтобы списывать домашние
задания? Молодец! Выпросил у щедрого мальчика подарок? Тоже молодец!
Таким образом, еще неизвестно, кто более жадный: тот, кто претендует на
чужое имущество, или тот, кто защищает свое. Поэтому во всем надо знать меру
и не отступать от принципа справедливости. Если ребенок будет чрезмерно
щедрым, то это грозит еще большими неприятностями для него самого и для его
семьи.
|
|