Не успев нарадоваться, что подросшие дети
сами ходят по магазинам, мы начинаем огорчаться, что покупают они себе не то,
что следует, и по количеству, и по качеству. Времени и денег в торговых
центрах тратят точно больше, чем нам бы хотелось. А у некоторых страсть к
покупкам становится болезнью…
После родительского собрания мы, мамы десятиклассников, стояли во дворе школы
и обсуждали проблемы наших детей. Одна из родительниц жаловалась на дочку: «У
нее уже шкафы ломятся от вещей. Даже если лет пять она не будет ничего нового
покупать, ей все равно не сносить то, что уже имеется. Восемь сумочек, вы
подумайте! А она деньги на девятую клянчит». – «А зачем ты ей потакаешь?» –
недоумевали мы. – «Ну, я же ее одна растила, без отца. Все боялась, как бы
она не почувствовала себя хоть в чем-то обделенной. Ну, и перегнула палку,
наверное», – сокрушалась мать. Другая женщина поддержала тему: «Да не одна
твоя такая. Вон, моя у отца кредитку стащила и по ней в интернет-магазине
себе всякой ерунды на 15 тысяч заказала, паршивка! Диски какие-то, косметику,
майки, купальники… Отец, когда узнал, так рассвирепел, что я его еле-еле
успокоила».
Трудно представить девушку, равнодушную к модным обновкам. Ведь желание
нравиться у женщин в крови. Может быть, поэтому в представлении большинства
из нас слово «шопоголик» звучит довольно безобидно. В памяти тут же всплывает
образ миловидной героини одноименного фильма – девушки хотя и безалаберной,
но, в сущности, доброй и славной. Шопоголиками без стеснения называют себя и
многие звезды, как зарубежные (Кристина Агилера, Мэрайя Керри, Сара Джессика
Паркер), так и отечественные (лидерами в этом считаются Сати Казанова и
Ксения Собчак).
Девичье счастье?
О том, что шопоголизм – штука серьезная, первым догадался еще в 1915 году
знаменитый немецкий психиатр Эмиль Крепелин, «первооткрыватель» шизофрении и
маниакальной депрессии. Описав новый недуг, врач заметил, что он очень похож
на прочие виды зависимости. Люди, страдающие от шопомании, испытывают
примерно то же, что и наркоманы.
Шопоголик испытывает эйфорию в тот момент, когда вещь оказывается в его
руках, а после совершения покупки его начинает мучить чувство вины и
глубокого раскаяния.
Как понять, что нормальная девичья увлеченность нарядами, вполне объяснимое
желание иметь крутой телефон, плеер и другие модные вещицы переросли в
болезнь? Шопоголизму свойственны следующие симптомы:
подавленное
настроение без регулярного посещения магазинов,эйфория при входе в
торговое заведение;
поход за покупками
осуществляется без намерения найти там что-то конкретное, а лишь для
того, чтобы «посмотреть, что есть» или просто провести время;
неконтролируемое
желание что-то купить «просто так», не представляя, как эта вещь будет
использоваться и пригодится ли вообще;
разочарование и
злость после покупки, оказавшейся слишком дорогой или ненужной;
увлечение модными
журналами;
постоянное обсуждение
купленного товара.
Тратьте не деньги, а время и любовь
Психологи считают, что причины постоянного стремления к приобретению вещей
надо искать в детстве. Шопоголики часто вырастают в семьях, где мамы и папы
уделяют слишком большое внимание материальному благополучию. Нехватку
родительской любви взрослые компенсируют подарками.
Так ребенок с детства приучается мерить любовь деньгами и вещами. Вторая
категория шопоголиков получается из тех, кто, наоборот, рос в бедности. Как
только у такого человека появляются деньги, он тут же бездумно тратит их. Так
он пытается с избытком вернуть себе все то, чего был лишен в своей семье.
Третью и самую многочисленную группу подростков, зависимых от покупок,
составляют дети авторитарных родителей. Те, кого в в семье зажимали, унижали,
недооценивали. Обычно родители не отдают себе отчета в том, что поступают
жестоко, им кажется, что требовательность закаляет характер. Поэтому такие
дети всеми силами стараются возместить себе недостаток родительской любви.
Покупками это сделать проще всего.
Хотелось бы еще вот о чем сказать. Еще пять лет назад в России, по мнению
психологов, мужского шопоголизма практически не существовало. Сегодня страсть
к неконтролируемым покупкам все чаще овладевает юношами. Ею страдает один
парень на пять девчонок. И если девушки обычно скупают косметику и одежду, то
представители сильного пола предпочитают электронику – компьтеры,
мобильные телефоны, наушники, электронные книги.
Нет – лишним вещам!
Не давайте
подросткам в руки свою кредитку. Пластиковые карточки создают иллюзию
того, что товары достаются бесплатно. Деньги поэтому тратятся абсолютно
бесконтрольно и бездумно.
Предложите соблюдать
такое правило: даже если очень понравилась вещь, не покупать ее сразу, а
подождать до завтра. Обычно отрезвление приходит, как только желанный
предмет исчезает с глаз долой. Ну, а если этого не произошло – значит,
вещь и впрямь нужна.
Введите строгий
запрет на приобретения в интернет-магазинах. Одними разговорами, скорее
всего, не обойтись, поэтому закройте ребенку доступ на соответствующие
сайты с помощью пароля.
Карманные деньги
выдавайте раз в три дня, а не раз в неделю. Большие суммы выдавайте
только с целевым назначением (например, на обувь или одежду, на
подарки). Объясните, что скидки – еще не повод хвататься за кошелек,
приобретать следует только то, что действительно нужно.
Убедите подростка в
необходимости устроиться на каникулы подработать. Обычно, прочувствовав,
с каким трудом достаются деньги, дети быстро избавляются от пагубной
страсти к бессмысленным покупкам.